Поиск по сайту
Поиск по сайту
Вход для авторизованных пользователей
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?





УСТОЙЧИВЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО УРБАНИЗМА

 

 

 

 

1.     Известно, что толчком к развитию «зеленого» или экоустойчивого строительства послужил энергетический кризис середины 70-х годов XX века. Весь мир встал перед проблемой экономии энергоресурсов и поиска альтернативных источников энергии. Со всей очевидностью обнажилась не только проблема ограниченности ресурсов, но и несовершенство модели экономического развития, ориентированной на количественный рост. Стало расти понимание, что экстенсивная экономика, ведет к саморазрушению и является, таким образом «неустойчивой». Новой экономической моделью стала доктрина ООН об «устойчивом развитии» (sustainable development) , которая была принята в 1987 г. «Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию» (WCED) в следующей трактовке: «Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Устойчивое развитие предполагает не количественный рост, а качественные изменения, установление гармонии между природой, экономикой и обществом. Союз Архитекторов России, отвечая на вызовы времени, создал «Совет по экоустойчивой архитектуре». Он будет рассматривать процессы, при которых создаются, модифицируются и сносятся строительные сооружения, равно как  жизненный цикл и эксплуатация этих сооружений и поселений, то, что обеспечивает устойчивость среды, противостоит сегодняшним климатическим вызовам, задает высокое качество жизни для всех. Совет будет анализировать не только «зеленые» здания, но и градостроительные аспекты, так как без осмысления среды обитания, без понимания места человека в городе, самые «зеленые» здания могут остаться невостребованными. Как принципы устойчивого развития находят свое применение в градостроительстве можно увидеть на примере США и других стран.

 

2.     В США, исторически сложившиеся города имеют четкую и компактную планировку, смешанный характер застройки благодаря географическим, транспортным и экономическим факторам своего времени. Однако в последние шестьдесят лет появилась совершенно иная модель застройки. Города стали разрастаться вдоль магистралей и вокруг городских и сельских центров благодаря появлению большого количества частных автомобилей, дешевому топливу, недорогой земле и растущему благосостоянию. Жилищное строительство с малой плотностью населения стало угрожать сельскохозяйственным угодьям и наносить вред открытым пространствам, повышать затраты на коммунальное обслуживание, способствовать тому, чтобы люди покидали крупные города. Все это стало приводить к автомобильным пробкам на дорогах, ухудшению окружающей среды и качества жизни. Такая модель расселения могла возникнуть благодаря действующим градостроительным нормам зонирования территории, отделяющим жилую застройку от  рабочих мест, магазинов и школ. Эти нормы ставят автомобилистов в преимущественное положение по отношению к пешеходам, не противостоят процессу глобализации, способствуют монотонности. Эта практика ведет к созданию изолированных зон как жилой застройки, так и бизнес-парков, торговых центров, огромных автостоянок и унылых пустых деловых центров. Эти нормы сделали ходьбу или езду на велосипеде опасным и неприятным делом, они поставили в  зависимость от автомобилистов людей старшего поколения, детей, и всех тех, кто не имеет своего автомобиля. Существующие нормы создают предпосылки для деградации, как городов, так и открытых пространств – всего того, что в XXвеке получило в Америке название «расползание во все стороны»(sprawl). «Расползание» - это рассредоточенное развитие, которое монофункционально и не может удовлетворять повседневные потребности. Чтобы противостоять такому явлению, в XXIвеке появилась необходимость корректировки существующих градостроительных норм. Оказалось, что в большинстве городов  строить в соответствии с традиционной моделью застройки невозможно. Существующие нормы препятствуют этому. У людей нет выбора: существующие нормы проектирования способствуют «расползанию» и изолированному существованию жилой застройки.

 

3.     Осознав эту проблему, общественные организации, граждане и власти на всех уровнях стали искать решение, чтобы обуздать «расползание», сохранить открытые пространства, восстановить города и пригороды.  Для борьбы с «расползанием» появились движения, непосредственно связанные с понятием «устойчивое  развитие» – «Новый урбанизм» (New urbanism)  и  «Смарт- развитие» (Smart growth).  «Смарт- развитие» устанавливает взаимоотношение между моделью застройки и качеством жизни применяя новую политику и практику качественного улучшения жилья, развития «зеленого» транспорта, сохранения экологии. Все больше профессионалов, выборных должностных лиц и простых граждан отмечает, чтовозможность решать проблемы развития и другие серьезные современные вопросы зависит как от взаимодействия федеральных и региональных властей, так и от междисциплинарного сотрудничества. В США в ответ на рост популярности движения «Смарт- развитие» появилось множество организаций. В середине 90-х «Американская Ассоциация Планировщиков» (AmericanPlanningAssociation)объединила 60 общественных групп по всей стране и создала организацию «Смарт- Развитие Америки» (SmartGrowthAmerica). Эта общественная организация координирует усилия, поддерживает на местном, муниципальном и федеральном уровнях политику, способствующую развитию сельхозугодий, сохранению открытых пространств, оживлению пустеющих районов, созданию доступного жилья и устойчивых сообществ. Университет Мэриленда создал национальный Центр «Смарт - развития». Этот центр стал лидером в вопросах  исследования и образования, занимаясь широким кругом проблем по сохранению и развитию территорий. Американское «Управление по охране окружающей среды» (EnviromentalProtectionAgency)(EPA) установило ежегодные национальные премии, чтобы поощрить работы по «антиразрастанию».  Правительство США признает, что землепользование и транспортная политика непосредственно влияют на развитие городов, сохранение энергии и защиту окружающей среды. Премией награждаются федеральные, региональные и местные органы власти в четырех номинациях:  Выполненные Проекты, Политика и Регулирование, Комьюнити и Образование, Превосходство во Всем.

 

4.     Позиции «Смарт - развития» и «Нового урбанизма» закреплены в «смарт-кодах» (Smartcode). «Смарт-коды» разработаны для борьбы с «расползанием» (sprawl)за счет объединения законодательства и проектирования. «Смарт-коды» наглядно показывают планировку района, квартала, здания. Они в корне отличаются от общепринятых норм проектирования, которые базируются на принципах управления имуществом и статистике. «Смарт-коды» формируют среду обитания, создавая компактный, пешеходный и функционально разнообразный город, устойчивый в развитии и экологии. «Смарт-коды» предполагают создание различных сетей услуг в пределах пешеходной доступности, что снимает нагрузку на транспорт и сохраняет открытые пространства. Эта программа дает руководство для проектирования любого масштаба – от отдельного здания до района, она основана на анализе единого пространства – от окраины до центра. Общеизвестные градостроительные приемы лежат в основе «cмарт-кодов», делающих их более эффективными по сравнению с другими нормативными документами. «Смарт-коды» содержат графические материалы, которыми можно руководствоваться в практике проектирования, показывают конкретные планировочные решения, предлагают методы проектирования, содержат иллюстрации, исторические комментарии, таблицы, базы данных, различные вспомогательные материалы. «Смарт-коды» могут стать местным законом по решению департаментов городского планирования и местной власти. «Смарт-коды» можно легко адаптировать к местным условиям, в идеале – с участием местных жителей. К началу 2009 года более 100 американских муниципалитетов стали применять «Смарт-коды», а в 25 муниципалитетах произошла их адаптация, еще большее количество находится на стадии рассмотрения.

 

5.     Принципы «Нового урбанизма», также как и «Смарт-развития» состоят из 10 разделов:

  • Удобство для пешеходовпредполагает 10-минутную пешеходную доступность до большинства бытовых и социальных объектов, дружественный пешеходам дизайн узких улицы с медленным движением транспорта и пешеходных улицы без машин, проработанный дизайн подъездов, окон и дверей, наличие парковочных мест, скрытых автостоянок и гаражей на задней линии застройки.
  • Развитая уличная сетьиз иерархии узких улиц, бульваров и аллей разрежает автомобильное движение и облегчает пешее движение, что делает пешие прогулки удовольствием.
  • Многофункциональность и разнообразиевыражается в том, что люди, разные по возрасту, уровню дохода, культуре и расе живут в районах и кварталах, где магазины, офисы, квартиры и дома находятся в тесном соседстве.
  • Разнотипная застройкапредоставляет широкий диапазон домов по размеру, типу, цене в непосредственной близости друг от друга.
  • Городское планирование уделяет особое внимание качеству архитектуры - человеческому масштабу, красоте, эстетике, комфорту и созданию «ощущения места».
  • Традиционная структура районапредполагает четкое выделение центра с общественным пространством, расположение всех необходимых социально–бытовых служб в 10-минутной пешеходной  доступности. Важна структура градостроительного планирования: наивысшая плотность застройки в центре города, постепенное уменьшение плотности застройки к окраине. Эта структура является  системой, способствующей взаимодействию  взаимодополняемых элементов, она совмещает методологию защиты окружающей среды  с зонированием. Искусственные границы между природой и городом  исчезают, позволяя экологам и урбанистам работать вместе. Иерархия структуры предполагает соответствующие типы зданий и типы улиц для каждой зоны от окраины до центра.
  • Увеличение плотности застройкипредполагает большое число магазинов и сферы услуги в непосредственной близости от жилья и места работы для облегчения пешей доступности и более эффективного использования территории, создания более удобного и приятного места для жизни. Этот принцип применим и к городским районам, и к крупным городам.
  • Зеленый транспорт– это сеть высокоскоростных железных дорог, соединяющих поселки, города и районы, а также более широкое использование велосипеда, роликовых коньков, самокатов и ходьбы.
  • Экоустойчивостьозначает минимальное воздействие деятельности человека на экологию, применение экологически чистых технологий, уважение к природе и к ценности экосистем, ресурсоффективность, уменьшение потребления невозобновляемого топлива,  увеличение местного производства, применение принципа: больше ходить, меньше ездить.
  • Все о чем говорилось выше, повышает качество жизни, создает неповторимые места, которые обогащают и вдохновляют человеческий дух.

 

6.        «Новый урбанизм» и «Смарт-развитие» создают преимущества жителям, муниципалитетам, девелоперам и коммерческим структурам.

Для жителейэто, прежде всего повышение качества  жизни.  Каждый  человек может работать и отдыхать в комфортных условиях, не затрачивая времени и не испытывая стресса от переездов по городу и автомобильных пробок.  Соответственно и образ жизни людей становится здоровым, так как появляется больше возможности ходить пешком  - постоянно на  небольшие расстояния и не среди плотного потока машин, задыхаясь от выхлопных газов. Здоровый образ жизни позволяет экономить на услугах здравоохранения. Магазины и прочие социально-бытовые услуги находятся близко – не нужно тратить время на то, чтобы добраться до них. К тому же сами магазины становятся разнообразнее и меньше по размерам, а владельцы и продавцы там – местные жители, что создает комфортную атмосферу. Доступнее и удобнее становятся велосипедные дорожки,  парки,  природа.  Появляется больше  открытых пространств для отдыха. Районы с пешеходной структурой предлагают больше возможностей для знакомства с другими  людьми в районе и городе, а как результат – наполненные смыслом отношения с большим количеством людей и более дружелюбный, открытый и приятный для проживания  город. Такой город становится удобным и для детей, пожилых и социально незащищенных людей  – они получают больше свободы  и возможностей:  им легко добраться до работы, мест отдыха и сферы услуг без автомобиля или без помощи автомобилиста. Дети  могут спокойно передвигаться по городу. Появляется  экономия на школьных автобусах – дети сами добираются до школы.  Семьи сберегут большую часть бюджета  за счет меньшего количества автомобилей и меньшего времени вождения.  Налоги на дороги уменьшаются.  Формируется среда, где меньше «уродливого разрастания», но больше «чувства места» и  разнообразной, приятной глазу застройки.  Оценка недвижимости в таком районе стабильно высокая, что немаловажно для  ее владельцев.

Для муниципалитетовпреимущества проявляются встабильном  и предсказуемом поступление налогов, увеличение налоговой базы за счет большего числа объектов и субъектов на меньшей территории. Становится меньше затрат на душу населения, на инфраструктуру и коммунальные услуги, чем в обычных городах, благодаря компактному проектированию и высокой плотности поселения.Решается проблема автомобильных пробок: их становится меньше из-за большей пешеходной доступности. Гораздо  легче создать транзитный транспорт -  где его нет, и улучшить там, где он есть. Уменьшается количество преступлений и затрат на охрану из-за большего количества людей на улицах днем и ночью. Муниципалитеты  получают больше информации о жителях, появляется взаимосвязь жителей и власти, а рост гражданской активности населения облегчает задачи управления. У жителей формируется чувство местного самосознания –  появляется  внимательное отношение  к своему родному району, гордость за его успехи.  Становится меньше условий для «расползания», когда жизнь в районе благоприятна.

Для девелоперовпреимущества проявляются  в виде повышенияпотенциала прибыли от строительства разнообразной застройки, за счет большей арендной ставки, более высокой цены на недвижимость и более высокой цены продаж. В сообществах, которые приняли принципы «Смарт-развития»,  происходит более быстрое согласование новых проектов, что приводит  к  экономии времени и денег.Снижаются издержки  на строительство автостоянок, благодаря переменному пользованию местом в течение дня и ночи. Да и сама потребность в автостоянках уменьшается  из-за совмещения жилья и коммерческой недвижимости в пределах пешей доступности. Уменьшение эксплуатации дорог и небольшое автомобильное движение приводят к снижению затрат. Снижается стоимость услуг из-за компактного проектирования городов, согласно принципам  «нового урбанизма».  Растет темп продаж более широкого круга недвижимости, благодаря большему спросу, приводящему девелоперов к более свободному положению на рынке.

Для коммерческих структурпреимущества новой среды  - это рост объема продаж, благодаря увеличению количества пешеходов, а значит и потенциальных покупателей,  и снижению трат на автомобили и топливо. Прибыль растет и за  счет сокращения рекламы. Улучшается образ  жизни сотрудников за счет создания коммерческо-производственно-жилых ячеек, предохраняющих от стрессов из-за дорогостоящей доставки товаров. Появляется большая экономия на маркетинге из-за близости других малых предприятий. Появляются и  небольшие  бизнес-инкубаторы, чему способствуют небольшие пространства. За счет сокращения площади и количества парковочных мест - снижается аренда. Распространяется более здоровый образ жизни, благодаря тому, что сотрудники  больше ходят пешком, не устают, добираясь до работы, а поблизости есть рестораны со  здоровой пищей.   Большая вовлеченность коммерсантов в дела района содействует развитию их бизнеса.

Самым главным преимуществом будет появление сообщества с развитым чувством местного самосознания, живущего интересами его обитателей, исповедующего здоровый образ жизни, экономически эффективного, имеющего всю инфраструктуру для «умного» развития и роста.

Информационный партнер - портал "Ради дома про"